Что такое саморазвитие?
Саморазвитие – является важнейшим ключом для становления успешного человека. У нас вы найдете уникальный материал по самосовершенствованию на темы психологии, отношении, бизнеса, духовного развития, спорта, здоровья, различные истории, афоризмы и цитаты. Кроме всего прочего, вы можете сами публиковать свои статьи на нашем сайте.
Перейти на сайт














You are here:

Теории лидерства

E-mail Печать PDF

Теории лидерства

Существуют три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства«Теория черт» (иногда называемой «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая на различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XXв. И концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

 

 

 

Лидером, в данной теории лидерства, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые черты или характеризуется. Например, в американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц – возможных лидеров.  Однако выяснилось что составить список необходимых черт невозможно. В 1940 г. К. Брэд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие как: энтузиазм, инициативность, общительность, чувство юмора т.д. т.п. Однако. Если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях. Разнобой существовал даже относительно таких черт как «сила воли», «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить стабильный перечень черт, необходимых лидеру и тем более, существующих у него. После публикацией Стогдилла ,с новыми добавления к списку, данная теория лидерства была опровергнута.

 

 

На смену одной теории лидерства пришла следующая теория – это «ситуационное теории лидерства»Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни крайней мере в каком-то одном качестве. Но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о том, что лидер просто лучше других может включить в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Интересно, что данный момент ситуационной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж.Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то «флюгера». Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, что  в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера и выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации и ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты характера (этот подход называют еще и функциональным).

 

Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления данным процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы и изучать его следует, поэтому с точки зрения целей и задач группы и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например, длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективного руководства, предложенная Ф.Филлером.

 

Также интересной теории лидерства является идея ценностного обмена. Т.е ценностные характеристики членов группы, как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде предоставлены тем качества, необходимые для групповой деятельности, т.е. являющимися для группы ценностями.

 

 

RizVN Login